Тревоги и страхи

Тревоги и страхи

Консультация специалиста

Запишитесь на консультацию или задайте вопрос через форму.


Тревога - это неопределенное чувство, вдруг что-то произойдет непонятное, ожидание угрозы.
Страх - это уже что-то конкретное, я чего-то, кого-то боюсь.
   Оба этих явления бывают как  нормой, так и  патологией. Для нашей психики нормально тревожиться и бояться. Если бы для человека эти эмоции были бы не нужны, то они бы пропали во время эволюции. Тревога организму нужна. Вспомните себя:  впереди  какая-то задача или стрессовая ситуация.  Организм реагирует тревогой, чистит из психики все лишнее, ненужное.  В итоге - активизируются психические и физические ресурсы,  выдается хороший результат. 
   Страхи в детском возрасте нормальны. На втором году жизни  у детей появляются страх одиночества, страх боли, страх медицинских  работников . В возрасте 3-5 лет у детей может быть страх одиночества и темноты, страх замкнутого пространства.  В 5-7 лет появляется страх смерти. Эти вполне нормально. Страх оберегает, ограничивает поведение ребенка.
   В случе патологических ситуаций тревоги и страхи мешают жить. Ребенок чувствует себя неполноценным.  Идет распространение на все сферы психики, на настроение, на психосоматические реакции (выпадение волос, потеря веса, тики, заикания, недержание). К патологическим  тревогам относят хронические формы, то есть они становятся частью личности. В этом состоянии ребенок или взрослый человек не могут переключиться на другие эмоции: тревоги день за днем, с утра до вечера. Хронический страх – это фобия, когда страх может привести к паническим атакам, истерикам, когда ребенок бьется, убегает. А также сюда относят посттравматическое стрессовое расстройство.  Такое возможно, когда ребенок перенес выраженное фиктивное потрясение из-за какого то события (авария, пожар и потеря близкого, насилие  т.д.). Если такое состояние не проходит в течении длительного времени (3-6 месяцев), ребенок не переключается, то необходимо посетить специалиста.
 
 Признаки тревожности:

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточится на чем- нибудь.
  • Любое задание вызывает внешнее беспокойство, тревогу.
  • Во время задания очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще, чем другие.
  • Часто говорит о проблемных ситуациях.
  • Краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется на кошмарики (кошмарные сны).
  • Руки холодные, влажные.
  • Бывает не редко расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает страх.
  • Легко расстраивается по любому поводу.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание. 
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится трудностей.

   Посмотрите, есть ли у вашего ребенка признаки тревожности. Если к 15-20 пунктам вы ставите плюс, то тревожность у вашего ребенка высокая. До 6 пунктов - низкая тревожность (крайне редко). Норма- 7-14 пунктов.

   Давайте теперь разберем, какие бывают страхи (небольшой тест для детей от 3-х лет). Спросите вашего ребенка, чего он боится (по списку). Спрашивая, старайтесь употреблять слово «боишься» каждый раз.  Следует спрашивать таким образом: «Боишься ли ты остаться один? А нападения? А заболеть и заразиться?» и так далее.

   Часто встречающиеся страхи у детей:
  • Остаться одному.
  • Нападения.
  • Заболеть или заразится.
  • Умереть.
  • Что умрут родители.
  • Каких-то людей.
  • Мамы или папы.
  • Наказания.
  • Бабы яги, чудовищ, приведений, скелетов…
  • Опоздания.
  • Перед тем, как заснуть.
  • Страшных снов.
  • Темноты.
  • Волка, медведя, собак, змей…
  • Машин, поездов, самолетов...
  • Страхи стихии (бури, грозы, ливни…)
  • Высоты.
  • Глубины.
  • Тесной маленькой комнаты (лифта, туалета, переполненного автобуса...)
  • Воды.
  • Огня.
  • Пожара.
  • Войны.
  • Больших улиц, площадей.
  • Врачей (кроме зубных).
  • Крови.
  • Уколов.
  • Боли.
  • Неожиданных резких звуков.
  • Выступления перед людьми.

   За каждый страх, который есть у вашего ребенка - ставьте единичку. Если ваш ребенок (мальчик) набирает по тесту больше 14 страхов,  а девочка 16 страхов и больше, это говорит о развитии невроза и необходимости посещения специалиста.

   В России в современном обществе без невроза прожить практически невозможно. Взрослые постоянно испытывают страхи и тревоги за будущее, а дети это зеркало. Они впитывают все наши эмоции. Поэтому от тревожности никуда не деться. Она будет у кого-то больше, у кого-то меньше. Одна из основных причин тревожности ребенка кроется в родителях. Когда родитель, не сумев повзрослеть, решить свои психологические проблемы, испытывает затруднения в отношениях со своим супругом, трудности в общении с людьми. Волнения  взрослого передаются  ребенку. Например, идет мама с ребенком. А на встречу  бежит собака, которую сильно боится мама. У мамы сжимается рука, плечи напрягаются, шаг замедляется… Ребенок, видя реакцию матери на собаку, автоматически начинает опасаться  животного. 

Как помочь ребенку справиться со страхами?
Что нельзя делать:
  • Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка).
  • Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги).
  • Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет).

Что нужно делать:
  • Пытаться исправить собственные проблемы со страхами.
  • Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.
  • Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.
  • Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями- повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками).
На моих занятия:

   Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние раздражители и провокаторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является важным и эффективным моментом, так как направлено на устранение причины, проблемы.

   На занятиях с детьми с целью преодоления страхов, тревоги, уменьшения эмоциональной напряженности и повышения уверенности в себе я применяю рисуночные техники, метод лабиринтов, релаксационные упражнения, сказочные и юмористические истории, игры с кинетическим песком, тематические игры (например, «Прятки», «Жмурки», «Тропа препятствий», «Передай настроение», «Волшебный замок», «Я справился», «Однажды случилось…», «Один дома» и многое другое).

Если вы понимаете, что в вашей ситуации нужна помощь, то вы можете задать вопрос через форму на сайте или записаться на индивидуальную консультацию.