Агрессивное поведение

Агрессивное поведение

Консультация специалиста

Запишитесь на консультацию или задайте вопрос через форму.


Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку (животному), не желающему подобного обращения.
Вербальная агрессия – агрессия через речь.

Практически каждый родитель встречается с проблемой детской агрессии. Бывает, что дети проявляют агрессию в 3-4 года, причиной тому природная импульсивность ребенка и неумение контролировать эмоции, но с возрастом такие проявления должны стать крайне редкими. Если же ребенку 6-7 лет, а он по-прежнему готов ломать все на своем пути, проявлять агрессию к другим даже по самому малейшему поводу или без него, то тут уже родителям стоит задуматься.

Исследования показывают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:

Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или косвенное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца по отношению к матери. Политика невмешательства или предоставление слишком много свободы, игнорирование ребенка со стороны родителей также могут способствовать развитию агрессивного поведения ребенка – таким поведением дети привлекают к себе внимание родителей, пусть и негативное. 

Второй источник – это окружение: сверстники и значимые взрослые.     
Часто в детском коллективе можно наблюдать прямую и косвенную вербальную агрессию. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки: («Ябеда – корябеда», «Жора – обжора»); оскорбления («Козел», «Криворукий»). Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику, которые проявляются в различных высказываниях в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Таня постель не убрала» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»). Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть показателем его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи.

Третий источник – телевидение, интернет. Часто родители не контролируют, не фильтруют информацию, которую их дети получают из телевизионных и интернет-источников. Чем больше сцен насилия человек видит в детстве, тем более склонным к насилию он будет в юношеском возрасте и ранней зрелости. Это не происходит с детьми сразу после просмотра передачи или фильма, но они принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций со сверстниками или в семье ребенок реализует имеющуюся у него модель поведения. Конечно, насилие на экране непосредственно не стимулирует агрессию, но оно формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача взрослых заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как же помочь агрессивному ребенку? Вот несколько рекомендаций, которые помогут снизить уровень детской агрессивности.

  • Необходимо навсегда забыть о физических наказаниях, - это насилие, какими бы благими намерениями оно не прикрывалось. Унижая и обижая ребенка, мы учим его обижать и унижать других!
  • Всегда быть примером для ребенка, т.е. демонстрировать ребенку неагрессивную модель поведения.
  • Важно анализировать поведение не в момент проявления агрессии, а через некоторое время, как ситуация разрешится и все успокоятся. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
  • Нужно быть  чуткими к нуждам своего ребенка, ведь каждому ребенку важно чувствовать, что его любят и о нем заботятся.
  • Просто необходимо хвалить ребенка, обоснованная похвала сделает его только лучше.
  • Соблюдать правила конструктивной критики -  критиковать не личность, а его поступок (Не «ты плохой», а «плохо то, как ты поступил»).
  • Выяснять отношения тогда, когда ребенок не видит и не слышит происходящего.
  • Очень важно соблюдать единство в требованиях к ребенку. То, что «нельзя», нельзя всегда и со всеми взрослыми.
  • Обучать ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Они есть у ребенка, и они имеют право быть, но выражать их нужно так, чтоб не причинять вреда себе и другому. Кричать и топать в специально отведенном месте, но не оскорблять других; бить подушку, но не бить людей; рвать ненужную бумагу, а не ломать игрушки и т. д.
  • Развивать в ребенке способность к сопереживанию, заботе, сочувствию, умению встать на место другого человека.
  • И, наконец, просто любите ребенка. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях. 


Психологическая работа с агрессивными детьми проводится в трех направлениях:

  • Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева (рисуночные техники, «Мешочек для криков», лепка из песка, игры - «Обзывалки», «Чайник кипит», «Великан».
  • Обучение умению владеть собой (физические упражнения, дыхательная гимнастика, визуализация и моделирование, техники релаксации, специально подобранные  музыкальные произведения, знаковое движение-слово и другие техники).
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (игры - «Комплимент», «Самый лучший…», «Недостатки превращаются в преимущества», «Крокодил», «Пойми меня», а также анализ ситуаций, сказкотерапия).


В заключении хочется отметить, что агрессия у детей – это их крик о помощи, сообщение о том, что они сами не могут справиться с тем, что происходит снаружи и внутри них. И наша задача – помочь ребенку в его беде

Если вы понимаете, что в вашей ситуации нужна помощь, то вы можете задать вопрос через форму на сайте или записаться на индивидуальную консультацию.