Трудности в обучении

Трудности в обучении

Консультация специалиста

Запишитесь на консультацию или задайте вопрос через форму.


Трудности в обучении ребенка при посещении им образовательного учреждения выявляются в дошкольном детстве или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Появляется риск возникновения синдрома хронической неуспешности: с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. В период подготовки к обучению в школе или в начале школьного обучения, успехи и неудачи ребенка становится актуальными для взрослых. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами. Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога. В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. 

 Основные причины неуспешности детей в обучении: 

  1. задержка в развитии познавательной сферы (память, мышление, восприятие, воображение, внимание, речь), низкий уровень развития интеллекта; 

  2. синдром дефицита внимания с гиперактивностью; 

  3. нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; 

  4. соматическая    ослабленность,     хронические     соматические заболевания,  слабое физическое  развитие, быстрая утомляемость; 

  5. проблемы в развитии мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации; проблемы в развитии произвольности, а также волевой сферы; 

  6. несформированность учебной мотивации, инфантильность, отсутствие познавательного интереса;

    7. тревожность, страхи; и др. 

Неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения. 

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению. В каких условиях развивать эти способности?  Эти и другие вопросы часто встают перед родителями.

Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками. Дома необходимо моделировать проблемные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Широкий арсенал диагностических и развивающих методик позволяет выявить проблемные зоны в развитии ребенка, способствовать своевременной коррекции и развитию тех или иных способностей и психических процессов. Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие дети испытывают страх перед опросом педагога. На наших занятиях в доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Тренинги успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Важнейшими составляющими успешности в обучении ребенка являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д. И мы, взрослые, должны создать максимально благоприятные условия для формирования успешности в обучении наших детей!

Если вы понимаете, что в вашей ситуации нужна помощь, то вы можете задать вопрос через форму на сайте или записаться на индивидуальную консультацию.