Гиперактивность, дефицит внимания

Гиперактивность, дефицит внимания

Консультация специалиста

Запишитесь на консультацию или задайте вопрос через форму.


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью), снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Диагностируется неврологом с последующим назначением медикаментозного лечения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой нарушение функции центральной нервной системы. На сегодняшний день встречаемость этого диагноза среди детей растет с каждым годом. Среди мальчиков такой диагноз встречается чаще (соотношение мальчиков и девочек 5:1).

Причины возникновения СДВГ

Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы. Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.). Факторы, влияющие на ребенка в раннем детстве — это недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью).

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Критерии выявления гиперактивного ребенка:

Высокая двигательная активность

(Утверждение «Да», «Нет»)

1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо, беспорядочно машет руками)

2. Ерзает на месте.

3. Находится в постоянном движении.

4. Очень говорлив.

5. Спит намного меньше, даже в младенчестве.

Дефицит активного внимания

(Утверждение «Да», «Нет»)

1. Непоследователен в поведении.

2. Имеет трудности в организации.

3. Имеет много незаконченных проектов.

4. Не слышит, когда к нему обращаются.

5. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.

6. Теряет вещи.

7. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий.

8. Часто бывает забывчив.

Импульсивность

(Утверждение «Да», «Нет»)

1. Не может регулировать свои действия.

2. Не умеет подчиняться правилам.

3. Отвечает до того, как его спросят.

4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях.

5. Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего.

6. Плохо сосредотачивает внимание.

7. Не может отложить вознаграждение.

8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

К проявлениям гиперактивности так же можно отнести расстройство восприятия.

      Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предложить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

     Повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (буквы, слова) и родительской любви.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Рекомендации родителям:

1. В общении с ребенком не должно быть криков, приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный и быстро присоединится к такому настроению. Эмоции могут его захлестнуть.

2. Необходимо подбирать нагрузки по возможностям ребенка, т.к. увеличение нагрузок зачастую ведет к переутомлению, капризам и отказу от работы вообще. Предпочтительнее гимнастика, танцы, плавание, бег. Большое значение имеет стиль преподавания взрослого.

3. Отказаться от тактики вседозволенности;

4. Почаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т. к. частые замечания и упреки формируют заниженную самооценку ребенка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, особенно гиперактивные (и особо чувствительные, быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.

5. Если взрослый хочет чего–то добиться от ребенка, надо научиться давать четкие инструкции. Выполнение обязательно надо проконтролировать.

6. Если необходим запрет какой–либо деятельности, то таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. 

7. В силу своей импульсивности ребенку трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию. Поэтому лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Желательно поощрение исполненного в данном случае правила.

8. Чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать большого количества гостей. Внешне в такой ситуации ребенок будет очень активен и энергичен. На самом деле такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности.

9. Гиперактивному ребенку нужен четкий режим жизни.

10. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

11. Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых можно спокойно поговорить и обсудить события дня.

13. Использовать настольные игры, а также игры с мячом.

Вся коррекционная работа психолога проводится в игровой форме. Используемые мной игры подобраны в следующих направлениях: 

- игры на развитие свойств внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.



Если вы понимаете, что в вашей ситуации нужна помощь, то вы можете задать вопрос через форму на сайте или записаться на индивидуальную консультацию.