Замкнутость, застенчивость

Замкнутость, застенчивость

Консультация специалиста

Запишитесь на консультацию или задайте вопрос через форму.


Застенчивый ребенок.

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Многие родители не раз задают себе этот вопрос. Что же такое «застенчивость» и что с ней делать? Попробуем разобраться.
Под застенчивостью понимается состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.
Застенчивость «читается» по внешним признакам:
  • покраснение лица; 
  • потливость; дрожь; 
  • учащение сердцебиения; 
  • стесненное дыхание; 
  • сгорбленная поза; 
  • опущенные вниз глаза; 
  • тихий голос; 
  • скованность мышц и движений.
Одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение детского сада/школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.
У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - «проигрывают» менее способным, но более шустрым сверстникам.
Специалисты, занимающиеся проблемами детской застенчивости, выделяют две возможные формы ее протекания: одни дети боятся общения со взрослыми, другие – предпочитают одиночество. Если во втором случае причина кроется в психических особенностях ребенка, в его темпераменте, нервной системе, характере, то в первом случае вина лежит на родителях, их особенностях взаимоотношений с детьми. Тем не менее и в том, и в другом случае застенчивость проявляется очень остро и особенно в общении со взрослыми. Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.
1. Природный фактор. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. 
2. Социальный фактор. Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:
Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются.
Гиперопека. Родители чересчур направлены на воспитание ребенка, программируют каждый его шаг.
Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.
«Кумир» семьи (эгоцентрик). Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый. 
В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые. Зачастую родители не замечают как их действия влияют на ребенка, не видят связи своего поведения и поведения сына/дочки.

Основные задачи родителей для преодоления застенчивости у детей:
  • Развивать самостоятельность у своего ребенка (начиная с навыков самообслуживания до выполнения сложных поручений, например, сходить в магазин и купить продукты по списку).
  • Развить у детей позитивное самовосприятие, т.е. не допускать, чтобы ребенок говорил о себе плохо, и самим придерживаться этого правила. 
  • Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. 
  • Очень важно развивать навыки общения  у детей. Объяснить, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
  • Обучить детей правильному проявлению чувств, умению направлять их в нужное русло. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на процессы и явления внешней среды.
  • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
Я, как специалист, применяю для коррекции застенчивости у детей следующие техники и приемы:
  1. В первую очередь – работа с родителями (определение стиля воспитания и родительского отношения к ребенку в семье, при необходимости – коррекционное воздействие); 
  2. Психогимнастика - курс специальных заданий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка;
  3. Сказкотерапия. Сказка, рассказанная вовремя, поможет человеку обрести уверенность в собственных силах, понять, что он нужен и важен ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек;
  4. Рисуночные техники («Рисунок семьи», «Человек под дождем», «Кактус», «Несуществующее животное», «Ужасно-прекрасный рисунок»,  абстрактное рисование и д.т.);
  5. Прием «Я не могу – я могу – я сумею»;
  6. Анализ незаконченный рассказов, метод незаконченных предложений;
  7. Многое другое…



Если вы понимаете, что в вашей ситуации нужна помощь, то вы можете задать вопрос через форму на сайте или записаться на индивидуальную консультацию.